ВЕТРЕННАЯ ДУША

Сегодня, 12 декабря 2018 года исполняется ровно 50 лет

со дня документального подтверждения появления на свет новой яхты.

«R5.5m относится к так называемым «конструктивным классам». Основные размеры яхт ограничиваются математической формулой. Яхты этого класса могут различаться между собой длиной корпуса, водоизмещением и площадью парусности, что открывает широкое поле деятельности для конструкторов. Ограничения действуют таким образом: если конструктор желает увеличить длину корпуса, а водоизмещение оставить прежним, он должен соответственно уменьшить площадь парусности и наоборот. 

Пожалуй, ни один класс яхт не привлекал столько конструкторских сил и не испытывался с такой тщательностью, как этот. Корпуса и паруса испытывались в аэро- и гидродинамических трубах, проводились серии испытаний в натуре и т.д. В результате за короткий срок яхты класса R5.5 достигли значительного совершенства.»

                     Cheslaw Marchaj,  “Sailing Theory and Practice”, Adlard Coles Nautical, 1964

 Из истории класса R 5.5m

Яхта была задумана как гоночная килевая лодка c высокими техническими характеристиками и требующая спортивного мастерства экипажа. Целью конструкторов было сделать лодку, схожую с яхтами класса R6m, но обладающую более низкой стоимостью за счёт уменьшения длины корпуса.

История класса R5.5м читается, как зал славы: Tore Holm, Olin Stephens, C Raymond Hunt, Arthur Robb, Doug Peterson, Britton Chance и Alfred Luders  – все они сыграли свою роль в развитии класса. Разработку концепции выполнил британский конструктор Charles Nicholson. Первые лодки класса R5.5m были построены в 1949 году. В Скандинавии, R 5,5-метровый класс стал чрезвычайно популярен, и между 1949 и 1952 годами в Финляндии было построено 13, в Швеции 17 и в Норвегии 11 лодок. К 1951 году R5,5-метровый был принят в качестве олимпийского класса и 16 яхт встретились на стартовой линии Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 году.

Ведущий конструктор яхт класса R5.5m Britton Chance, на своей лодке Complex II завоевал золотую медаль на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. За неделю до олимпиады Ченс отплыл на этой яхте из Швеции в Хельсинки. Часть маршрута проходила в 10 милях от эстонского порта Палдиски, где в то время размещалась советская база подводных лодок. Сознавая, что встреча с пограничными кораблями грозит сорвать его участие в Играх, Ченс старался незаметно проскочить советские терводы. К сожалению, ветер стих и течение начало сносить лодку к берегу. На горизонте уже показался советский погранец, когда катер финской береговой охраны успел взять лодку Ченса на буксир и вывести будущего олимпийского чемпиона в безопасное место.

Яхты класса  R5.5m SR75 “Nautilus”, SR50 “Kalmar” и SR88 “Molnija”

у Воронцовского маяка, Одесса.

Соревнования в данном классе проводились на протяжении пяти игр подряд. После Олимпийских игр 1968 года в Мехико класс R5.5m был заменён на гоночный килевой монотип «Солинг».

Сегодня существует Международная ассоциация яхт класса R5.5m (http://www.5.5class.org/), в девяти странах проводятся регулярные чемпионаты. Класс делится на три подкласса: classic, evolution и modern. Классический флот состоит из оригинальных лодок, из которых около 650 были построены более 20 лет назад. Они все деревянные, и имеют элегантный профиль корпуса, длинные свесы и руль, навешенный на задней кромке киля. Эволюционный флот — это всего лишь модернизация классического корпуса в период с 1970 по 1990 год укорачиванием ватерлинии для меньшей площади смоченной поверхности и отдельным пером руля. Большинство из них были построены из шпона, оснащены алюминиевым рангоутом. Современные лодки в большинстве – пластиковые, были построены после 1990 года. Они следуют тем же правилам классических и эволюционных лодок, но их корпуса, особенно ниже ватерлинии, являются гораздо более радикальными по форме.

Рождение парусной виолончели 

Олимпийские игры 1968 года в Мехико стали последними для яхт класса R5.5m. Тем не менее, на  Experimental sportboat yard, Tallinn (EST) была построена очередная яхта этого класса для советской олимпийской сборной команды по парусу. Краснодеревый корпус собирала бригада шведских мастеров по проекту #1073А Альфреда Людерса . http://5.5inventory.org/RUS/169/

Alfred Edward (Bill) Luders (31.XII.1909 — 31.I.1999) известный американский яхтенный конструктор, спроектировавший много яхт, в том числе для короля Норвегии Олафа V, членов семей Рокфеллеров и Пулитцеров. Построенная на верфи Людерса яхта R12m Weatherly успешно защитила America’s Cup в 1962 году. Последними спортивными яхтами, которые проектировал Альфред Людерс, были именно R5.5m.

 

Итак, 12 декабря 1968 года официальный меритель Х.А. Куйвйыги выдал Мерительное свидетельство на яхту «Днепр-II» с номером в классе SR169. Радость события слегка омрачалась тем, что яхты класса R5.5m стали для олимпийских спортсменов неперспективными, поэтому оказались практически без финансирования, и редким лодкам удалось прожить даже нормально отпущенный срок – яхте сразу же была уготована непростая судьба экс-олимпийского класса.

 Спортсменам-олимпийцам лодка стала неинтересна, но бросать на произвол судьбы элегантную яхту, в которой воплощены последние идеи класса R5.5m, не решился никто. Как и многие ее сестрички, наша героиня была направлена на службу в крейсерский яхтинг. Крейсерщики и в семидесятые годы были не менее лютыми гонщиками, чем теперь, и олимпийскую лодку быстро переделали в крейсерско-гоночную. Обычно для этого снимали палубу, домкратом разжимали борта, наращивали их на 20-30см, укладывали новую палубу и надстраивали рубку. Затем оснащали всем, что предусмотрено правилами крейсерских гонок: спальные места, камбуз, релинги, леера, навигационные огни и т.д. Нашей яхте в этом беспределе переделки немного повезло. То ли было лень, то ли рука не поднималась на красоту, но ей удалось избежать процедуры распирания домкратом и наращивания бортов. Был изготовлен только самоотливной кокпит и небольшая рубочка с капом. Дельные вещи и снабжение – как у всех. В этом виде она долгие годы отплавала в Киевском водохранилище, пока люди, заботившиеся о ней, имели на это силы и средства. Но время немилосердно: лодка старилась вместе со своим экипажем, стала все чаще оставаться на берегу и пришла в состояние практически брошенной.

 Но нельзя забывать о том, что яхты класса R5.5m прямо и непосредственно относятся к «классическим». На нашей красавице остановился взгляд Вольфганга Аренса — немецкого яхтсмена-любителя, работавшего в Киеве по правительственной программе и яхта снова ожила. Когда, приведя лодку в порядок, хозяин собрался уезжать в Германию, он передал ее местным яхтсменам, неровно дышащим на парусные виолончели.

Ренесанс

 Новый владелец, получивший яхту в 2001 г., решил оснастить ее двигателем и украсить тиковой палубой. В Гамбурге по газетному объявлению отыскали одноцилиндровый лодочный дизель Yanmar YSE8G 1976 года всего за $400  и доставили его в Киев.

                                                                   Diesel Yanmar YSE8G

Купили четыре тиковых бруса по $100 каждый, распустили их на рейки толщиной 5мм, чтобы сделать тиковую палубу. Тогда еще не знали, что герметик Sikaflex обойдется даже дороже тика.

Кроме того, в ходе ремонта 2002г.:

  • безвозвратно демонтированы релинги и леерное ограждение;
  • заменена сгнившая палуба бака;
  • трюма очищены от скорлупы сурика и краски;
  • весь корпус ошкурен, надводный борт покрыт лаком «Тиккурила», подводная часть – белой необрастаюшей краской турецкого производства;
  • перезашит транец;
  • кокпит оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле;
  • потерян спинакер 60 кв.м;
  • яхта получила новое название — «QUINTA»;
  • констатировано разделение наблюдателей на поклонников и завистников;
  • принято концептуальное решение: «не допустят к официальным гонкам – и не надо».

Все лето и осень 2002 года шло состязание со временем: кто кого. День спуска на воду откладывался со дня на день вплоть до 4 октября, когда и благополучно состоялся в рабочем порядке, т.к. никто не знал насколько торжественно нужно спускать на воду яхту, которой уже ровно 34 года. Оказавшись в воде, лодка отчаянно потекла, что заставило держать ее подвешенной на кране в течение трех дней.

Наконец, 12 октября обновленная яхта под мотором вышла в воды Киевского водохранилища, подняла паруса и от дефилирующих рядом яхт узнала, что является участницей гонок со стартом, финишем и поворотными знаками. Как попадают «с корабля на бал», так участие в гонке проходило одновременно со знакомством с ходовыми качествами яхты и ее фотографированием, для чего приходилось часто идти в направлении, обратном дистанции гонок, но навстречу объективам. В эту холодную пасмурную погоду с порывистым ветром лодка радостно носилась в пелене брызг, словно благодаря за возвращение в родную стихию.

По результатам выхода стало ясно, что яхта замечательная во всех отношениях. Сбалансированная, остойчивая, устойчивая на курсе, мореходная, простая и удобная в управлении. Гоночный комитет отметил ее двумя призами – за первое место в группе и «Голубой лентой» как самую быструю яхту. Все так хорошо начиналось, но на следующий день случился обильный снегопад, осень сразу стала поздней, и пришлось подниматься на берег.

Упоминание о гонках сделано в угоду воинствующему большинству, для которого слово «яхта» автоматически означает «гонки» и наоборот. На самом деле экипаж яхты «QUINTA» спокойно относится к традиции участия в парусных соревнованиях, предпочитая наблюдать за событиями со спокойствием мудреца без каких-либо обязательств. Просто ради удовольствия.

Несколько лет назад весь корпус был оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле – теперь трюм лодки всегда сухой. Рестайлингу подверглась и крыша рубки. Экстерьер окончательно избавился от латуни – весь металл в одном цвете полированной нержавеющей стали. На яхте по-прежнему нет электричества – даже дизель запускается вручную.

В общем – идеальный daysailer!